Менторские клубы помогают выпускникам вузов найти работу

Оцените материал
(1 Голосовать)

Студентка экономического факультета МГУ Софья мечтала найти работу на госслужбе – в Счетной палате, Минфине – или в крупной аудиторской компании. Она размещала резюме на сайте HeadHunter, пыталась устроиться с помощью знакомых – все тщетно. Студентов дневных отделений и выпускников с нулевым опытом работодатели не жалуют. Если и предлагают, то только рутинную работу, например операционистки в Сбербанке, рассказывает Софья. Как выстраивать карьеру, она поняла благодаря беседам с личным ментором, который у нее появился в марте 2017 г. Ее наставником стала Полина Лион, вице-президент по стратегии «Русатом оверсиз» (входит в госкорпорацию «Росатом»), она тоже выпускница экономического факультета МГУ. Лион сделала успешную карьеру, в том числе в госсекторе. Теперь у нее есть желание наставлять младших, особенно девушек, помогать им реализоваться в профессии, рассказывает Лион. Ментор порекомендовала студентке не идти сразу после вуза в Счетную палату – без опыта ей светит только секретарская должность. А вот если поработать 3–4 года в другом месте и прийти в палату уже с опытом, карьерные шансы многократно возрастут. Благодаря этим советам Софья выходит на стажировку в Центробанк.

24% студентов недовольны качеством высшего образова­ния, показал опрос 3000 молодых людей из 125 ведущих вузов России, проведенный агентством Changellenge. 40% поступивших на работу выпускников говорят, что им пришлось переучиваться на новую специальность, по данным исследования ВШЭ. А каждый третий признался, что получил знания, которые не нужны ни в одной компании.

Встали в пары

Несколько выпускниц МГУ 2003–2010 гг. в сентябре прошлого года организовали менторский клуб университета и поддерживают его на волонтерской основе. Идея менторства в вузах не нова, такие клубы есть во многих ведущих университетах мира, например в Стэнфорде и Кембридже. Менторы в клубе МГУ– выпускники университета, добившиеся успеха в бизнесе и карьере. На сайте клуба сейчас размещены анкеты 102 наставников с их резюме. Студенты могут выбрать ментора в конкретной экспертной области: госслужба, маркетинг, стартапы, soft skills, консалтинг, лидерство и проч. Сейчас сложилось 80 пар наставников и их протеже, рассказывает Валерия Верховых, один из инициаторов проекта. У пар полная свобода выбора – как общаться: лично, по телефону или через соцсети. К примеру, в Кембридже более жесткая программа менторства: наставник берет себе подопечного на год и должен встречаться с ним не реже раза в месяц, и на сайте менторского сообщества есть раздел вакансий для студентов и выпускников. «У нас же бывают вопросы на одну встречу: например, как отредактировать резюме, как правильно вести себя на собеседовании», – отмечает Верховых.

Главный навык, который нужен студентам в России, – учиться работать больше, а не 30 часов в неделю, как они привыкли во время учебы в вузе, считает Андрей Алясов, основатель и гендиректор по работе с молодыми талантами Changellenge.   

Месяц назад Сергей Шершень, студент 2-го курса магистратуры МГИМО, с двумя однокурсниками запустил программу My-Mentor. Она предназначена для студентов разных российских вузов – уже подключились РЭШ, РЭУ им. Плеханова, РГТУ им. Менделеева. С тех пор поступило 30 заявок от студентов, 15 заявок от менторов, 14 пар уже работают, рассказывает Шершень. Администрация вуза и Ассоциация выпускников МГИМО поддерживают проект, помогая искать менторов, поясняет он.

divider news

Opros GBY

divider news

Сами вузы разрабатывают свои методы наставничества. Два года назад в МИСиСе внедрили программу наставничества, рассказывает Наталья Максимова, директор Центра карьеры МИСиСа. На 1-м курсе студента курирует более старший студент со 2–3-го курса, помогая ему адаптироваться, говорит Максимова. Когда подопечный переходит на 2-й курс, наставник помогает выбирать места для трудоустройства. Советует, куда сходить, чтобы молодого человека заметили работодатели: например, компании устраивают чемпионаты для студентов с решением бизнес-кейсов. В идеале к последнему курсу наставляемый студент должен уже знать, в какой компании будет работать, поясняет Максимова.

Благодаря программам наставничества в вузах вдвое возрастает число выпускников, считающих, что образование стоило затраченных времени и средств, говорит Маргарита Пикало, эксперт национального ресурсного центра наставничества «Ментори» (проект «Рыбаков фонда»).

А судьи кто?

В менторском клубе МГУ на роль менторов выбирали людей с опытом в науке и бизнесе, в разных индустриях, живущих в разных странах, уточняет Верховых. Сейчас среди менторов клуба – менеджеры крупных организаций (Deloitte, McKinsey, Microsoft, «Лаборатории Касперского», Сбербанка, KPMG, Huawei, Онкоцентра им. Блохина) и молодых стартапов. Есть 25-летние менторы, которые с удовольствием делятся опытом, как им удалось найти первую работу, и опытные 40-летние топ-менеджеры, которые помогают с долгосрочным планированием карьеры, добавляет Верховых.   

Сергей Лурье, руководитель направления корпоративных коммуникаций в социальных медиа компании «Лаборатория Касперского», вступил в ряды наставников клуба МГУ осенью 2016 г. Сейчас у него трое подопечных – студенты-физики МГУ. Университет каждый год выпускает 400 физиков и не больше 20% ребят идет в науку, говорит Лурье. Остальным нужна помощь в профориентации, считает он. Один из студентов физфака пришел к Лурье за советом, куда пойти работать после вуза. Ментор предложил студенту поучаствовать в разработке прототипа умного браслета. Он говорит, что делит людей на рукастых и головастых, и выяснилось, что молодой человек относится ко второму типу. Когда он писал программу, у него горели глаза, а когда нужно было работать с «железом» и паять, дело не пошло. В результате их сотрудничества у студента появилась цель – развивать навыки разработчика, молодой человек прошел курс программирования для Android на образовательной платформе Coursera – его посоветовал Лурье. Он говорит, что ему интересно делиться опытом с молодым поколением. Но есть и выгода. Менторы в 6 раз чаще получают повышение по работе, чем обычные сотрудники, показали исследования американской Ассоциации менторства.

Не хватает запала

Зачастую в менторы идут люди, далекие от сегодняшнего рынка труда, или специалисты узкого профиля, считает Георгий Самойлович, старший менеджер по подбору персонала компании CBRE. Что толку, если ментор поймет, какие таланты у студента, если не знает, как их выгоднее всего применить в работе. Лучшие консультанты по карьере для молодых – опытные директора по персоналу, считает Самойлович. Хорошо, если наставник 3–5 лет поработал в стратегическом консалтинге (McKinsey, BCG и др.), занимал высшие должности в крупных российских компаниях или стартапах и имеет западное бизнес-образование, говорит Алясов.

Менторские программы – отличная идея, особенно для МГУ и МГИМО, где очень сильное студенческое братство, говорит Алясов. Но самая большая трудность в том, что такие проекты благотворительные и их основателям зачастую не хватает времени и энтузиазма их продолжать, знает он. Примерно 50% всех инициатив, связанных со студенчеством, затухает через несколько лет, рассказывает Алясов, потому что они держатся на 2–3 энтузиастах, которые поддерживают проект в свободное от работы время. И если они не найдут последователей, программа закрывается.   

Источник: Ведомости

  

Custom Feeds
Приглашаем сегодня 15 декабря (пятница) в 12:00 по Москве принять участие в бесплатном вебинаре по теме: "Корпоративное здоровье и благополучие как инструмент оптимизации и мотивации", который проведет Иван Рыбаков, MBA, CWWS, врач медицины труда, велнес директор КЦ "DM", Научный сотрудник ФГБНУ «НИИ Медицины им. ак. Н.Ф. Измерова». <br><br>Уже более 80%!р(MISSING)аботодателей используют те или иные инструменты реализации программ здоровья и благополучия на рабочем месте, например проведение "Дней здоровья", семинары и лекции о здоровом образе жизни, линию психологической поддержки работников. <br><br>Программы здоровья проводятся не только для того, чтобы порадовать сотрудников, но для получения экономической выгоды. Доказано, что возврат инвестиций от внедрения комплексных программы может быть от - 30 руб. до 1800 руб. на вложенный рубль.<br><br>Какие критерии определяют эффективность программы здоровья? Как правильно реализовать комплекс мероприятий, чтобы получить экономическую эффективность для компании?<br><br>Ответы на эти и многие другие вопросы вы получите, просмотрев мастер класс эксперта в области корпоративного здоровья и благополучия - Рыбакова И.А.
Приглашаем сегодня 15 декабря (пятница) в 12:00 по Москве принять участие в бесплатном вебинаре по теме: "Корпоративное здоровье и благополучие как инструмент оптимизации и мотивации", который проведет Иван Рыбаков, MBA, CWWS, врач медицины труда, велнес директор КЦ "DM", Научный сотрудник ФГБНУ «НИИ Медицины им. ак. Н.Ф. Измерова».

Уже более 80%!р(MISSING)аботодателей используют те или иные инструменты реализации программ здоровья и благополучия на рабочем месте, например проведение "Дней здоровья", семинары и лекции о здоровом образе жизни, линию психологической поддержки работников.

Программы здоровья проводятся не только для того, чтобы порадовать сотрудников, но для получения экономической выгоды. Доказано, что возврат инвестиций от внедрения комплексных программы может быть от - 30 руб. до 1800 руб. на вложенный рубль.

Какие критерии определяют эффективность программы здоровья? Как правильно реализовать комплекс мероприятий, чтобы получить экономическую эффективность для компании?

Ответы на эти и многие другие вопросы вы получите, просмотрев мастер класс эксперта в области корпоративного здоровья и благополучия - Рыбакова И.А.

Корпоративное здоровье и благополучие как инструмент оптимизации и мотивации

Приглашаем 15 декабря (пятница) в 12:00 по Москве принять участие в вебинаре по теме: "Корпоративное здоровье и благополучие как инструмент оптимизации и мотивации", ко...
Video - Выступление коллег из makelove нельзя пропустить! Регистрируйтесь на HR контент - 2018


Выступление коллег из makelove нельзя пропустить! Регистрируйтесь на HR контент - 2018